Как жили в старину русские цари. Самые интересные развлечения русских царей (12 фото)

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III

Последний русский император Николай II (1868–1918) и Принц греческий Николай (1872–1938)
Фотография: Государственный архив Российской Федерации, ок. 1899–1900 гг.

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III (1881–1894) не брезговал «матерком», но первым из царей стал обращаться к подчинённым на «вы». А Николай II (1868–1918) записывал и тщательно зарисовывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили.

Из всех Императоров не курил только Николай I. Соответственно, и люди работающие с ним тоже не курили. И те, кто работали с теми, кто работал, тоже не курили. Не курили и те, кто работал с теми, кто работал с теми, кто работал. И так далее. А потому к курильщикам относились очень плохо всё время его царствования. Запрещено было курить даже на улицах и площадях. Остальные императоры курили. Любопытно, что императрицы Екатерина и Елизавета любили нюхательный табак. Они обе были правши, но табак из табакерок брали левой рукой всегда - от табака желтела на руке кожа, а потому левая рука жёлтая и пахнет табаком, а правая для поцелуев.

Это табакерка из эротической коллекции Николая I:

Он, кстати, весьма счастливый в браке, в качестве хобби начал собирать эротическую коллекцию. Удивительно не это. Каждый наш последующий император продолжал собирать эту коллекцию. И Александр II, и Александр III, и Николай II.

Своего первого медведя, страстный охотник Александр II, «завалил» в 19 лет. Причём не из ружья, а рогатиной. Кинул шапку над медведем и вперёд. В коллекции Гатчинского арсенала сохранились рогатины, с которыми Александр ходил на медведя.

Удивляют дневниковые записи об охоте Николая II. Такое ощущения, что он имел какой-то комплекс, который срывал на охоте. Вот несколько записей.

11 января 1904 год: «Охота на уток была очень удачна - всего убито 879 штук».

Бьюкенен вспоминал, что на одной из охот Николай II убил 1400 фазанов.

В 1900 году в Беловежской пуще - Николай убил 41 зубра. А в Беловежскую пущу он ездил на охоту каждый год. Интересно, что Германский Император Вильгельм II настойчиво напрашивался с Александром III на охоту в Беловежскую пущу, но Александр так и не взял ни разу Вильгельма с собой. У Александра была сильная неприязнь к Вильгельму.

На фотографии Николай II после очередной своей охоты на оленей. Там тоже не всё так просто. нельзя было стрелять олених и тех у кого меньше 10 отростков в рогах.

Когда в начале Первой мировой войны в России стали интернировать немцев, которые были на русской службе Министерства Императорского Двора, то взяли всех, кроме двоих. Один из этих двоих счастливчиков был ловчий Николая и царский егерь Владимир Романович Диц.

Александр III всегда подчёркивал свою русскость. Обращаясь ко всем на «вы», он не брезговал и русским матерком придать ускорение своим подчинённым или выразить им свои чувства по русски. В общении с подчинёнными у него не было позы - он был очень прост, как простой русский человек. Потом эта борода его. Да и саму ему нравилось быть русским. Хотя иллюзий он не питал на сей счёт. Его мать, бабка и прабабка были немецкими принцессами. Говорят, когда он прочитал «Записки» Екатерины II и из них узнал, что отец его прадеда Павла I не Пётр III, а обыкновенный русский вельможа, то он сильно обрадовался. Пётр Третий был Гольштейн-Готторпский князь, а русский вельможе всё же русский - это сильно увеличивало долю его, Александра, русской крови. Отсюда и радость.

Александр I обращался к подчинённым на «вы», но это происходило из-за того, что при дворе, в основном общались на французском языке, когда переходили на русский, то, неизменно, переходили на «ты». Николай I всем говорил «ты». Также с подчинёнными обращался и Александр II и его братья. Подчинённые очень боялись, когда Александр IIобращался к ним на «вы» - это означало официальный тон и начало разноса и грозы. Первым царём, который стал говорить подчинённым «вы» был Александр III.

Что-о?? Мне - в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне! ©

На Новый, 1845-ый, Год Николай I сделал своей 22-летней дочери, Великой Княгине Ольге Николаевне, царский подарок - она стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Бомба была вот где - в форме, которую должна была теперь носить по таким случаям Ольга. Дело в том, как и любая женщина, Ольга хотела, чтобы было красиво, а отец хотел, чтобы было как по Уставу. Ольга не хотела расшитых вышивкой чакчиров, не хотела саблю, не хотела брюки, а хотела юбку. Конфликт был серьёзным. Женщины очень покладисты. Они могут простить, забыть, жертвовать и, вообще, всё что угодно, но они не могут носить ту одежду, которая им не нравится. Ольге не нравилась сабля - вполне понятное желание 22-летней девушки. Компромисс нашёлся обменом: Николай согласился на юбку. Ольга была так счастлива, что согласилась на саблю.

Александр II стремительно терял свою репутацию из-за этого своего второго брака с Екатериной Долгорукой. Они обвенчались в то время, когда ещё не прошло сорока дней со смерти его первой жены. И она была ему не пара, и глупа, и по рассчёту с её стороны и многое многое другое. Родные, общество, самые близкие - все от него из-за этого начинали отворачиваться. Рассматривались в горячих головах самые радикальные варианты. Зачем же Он на ней женился??? Оказывается, он ей обещал жениться на ней перед иконой.

Два его младших сына, Великие Князья Николай и Михаил были отправлены отцом,Николаем I, на Крымскую войну на фронт. Поскольку их отправляли на фронт не ради галочки, а чтобы воодушевить солдат, то и дела там были совсем настоящие - свистели пули и взрывались снаряды. Ребята там по-настоящему воевали. Плечом к плечу вместе с взрослыми мужиками. Николаю на тот момент было 23 года, Михаилу 21.

Александр II ненавидел Москву. Несмотря на то, что сам он родился в ней - в Чудовом монастыре - он её не любил и терпеть не мог. Старался из нёё уехать побыстрее и возвращаться пореже. Я вот себя пытаюсь представить на его месте в этом смысле. Не в том, чтобы поненавидеть Москву (:-)), а в том, чтобы поненавидить свой родной город, город, где я родился - Санкт-Петербург. Получается не очень хорошо и не понятно, как это может быть.

Александр III как раз таки родился в Питере. Но тоже говорил, что ненавидит свой родной город - Питер. Самое счастливое время в году для него была Пасха, когда они уезжали в Москву. Москву он очень любил. С удовольствием туда ехал и не хотел уезжать обратно. Он и в Питере то не жил - он и его семья жили в Гатчине. Но это скорее из-за того, что в большом Питере его могли запросто убить террористы, как его отца, а в маленькой Гатчине это невозможно было сделать, но из Питера он уехал, как только отошёл от умирающего отца.

Дети царей в большом количестве учили иностранные языки. Со своими родственниками, монархами и княжескими домами Европы они говорили без переводчиков. Плюс родители жены, тёща с тестем, с которыми тоже желательно на датском, как Александру III. А потому обучение детей иностранным языкам шло очень интенсивно. По просьбе Императрицы Марии Фёдоровны, в 1856 году, канцлер и министр иностранных дел Горчаков готовит докладную записку о воспитании Великих Князей. Касательно иностранных языков, Горчаков считал, что детей Императора стоит обучать русскому, потом французскому и немецкому языкам. Горчаков особо отмечал, что обучать детей английскому не надо - на нём всё равно никто не говорит в Европе. Сейчас бы так! Уж мы, франкофилы, бы порадовались:-)

Первым по-русски при Дворе заговорил Николай I. При Александре II вернулся французский, но даже с ним его сын, будущий Александр III, но пока Великий Князь Александр Александрович, говорил по-русски. Александр III всячески подчёркивал свою русскость. Он даже терпеть не мог Великую Княгиню Екатерину Михайловну из-за того, что она очень плохо говорила по-русски, с чудовищным акцентом - жены Великих Князей, в основном, немецкие принцессы, вынуждены были уже в подвенечном возрасте учить этот русский, а потому кто его выучивал хорошо, а кто, как Екатерина Михайловна, плохо. Царь её очень не любил и детей её называл «пуделями».

Это Александр III. Он на всех почти фотографиях с большой бородой. Его отец Александр II задолго до турецкой войны запретил своим Указом носить бороды - не любил он их. И никто и не носил. Посмотрите портреты вельмож и чиновников того времени - ни у одного нет бороды. Усы, бакенбарды - пожалуйста, но подбородок голый. Но началась русско-турецкая война и на время войны Царь разрешает желающим отпустить кто того хочет бороды. И все понаотпускали. В том числе и будущий Александр Третий. Однако, сразу после войны Александр Второй опять запрещает носить бороды - «привести себя в порядок», так пишет Александр в Указе. И опять все сбрили. Не сбрил всего один человек - его сын Александр Александрович. Так и носил после этого бороду всегда. И когда был Великим Князем и после, когда стал уже царём. Мягко говоря, между отцом и сыном были довольно прохладные отношения. Они сильно не ладили - отец и сын.

Николай II маниакально вёл довольно подробные записи. Дневники, альбомы порой пестрят такими совершенно неважными деталями, что кажется, что автор болен. Таким мне видится знаменитый «Ювелирный альбом» Николая Второго. В него он записывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили. Мало того, что он писал кто дарил, но он ещё и тщательно зарисовывал то, что ему дарили. 305 записей. С ума сойти. Вот, например, одна из страниц альбома. То украшение, которое вас больше всего заинтересует подарила Николаю Аликс:

Власть не самым лучшим образом сказывается на людях.

Особенно сильно развращает абсолютная власть.

Это хорошо видно на примере русских царей и цариц, имевшихнеобычные увлечения и попадавших в забавные истории.

Петр Первый и карлы

Император Петр I – один из самых эксцентричных русских правителей

Император Петр I любил карликов с детства, и во времена его правления обычным делом для знатных дворян было содержать лилипутов в качестве шутов. Однако сам Петр довел это увлечение до крайности. Время от времени он приказывал запекать обнаженного лилипута в пироге, чтобы посреди ужина тот неожиданно выскочил из пирога на страх гостям и на потеху императору.

Петр I устраивал свадьбы лилипутов

Петр даже пытался разводить карликов. На свадьбу царского шута Якима Волкова и карлицы, служившей у царицы, со всей России свезли больше семидесяти карликов, по большей части бедных крестьян. Их одели в специально сшитую одежду европейских фасонов, допьяна напоили вином и заставили плясать, чтобы развлечь присутствующих. Император был очень доволен.

Екатерина Вторая и коллекция эротики

По слухам, кабинет, обставленный сделанной по заказу мебелью с фривольной резьбой, примыкал к личным покоям императрицы в Гатчинском дворце. Комната была наполнена лучшими образцами эротической живописи и скульптуры, причем некоторые экспонаты были доставлены с раскопок Помпеи.

Екатерина II собрала большую коллекцию эротических скульптур

По официальной версии, коллекция была уничтожена в 1950 году. Сохранился каталог, выпущенный в 30-х годах, и несколько фотографий, сделанных немецкими офицерами во время Второй мировой войны. Есть версия, что секретный кабинет располагался не в Гатчине, а в Петергофе, и еще может быть найден.

Иван Грозный и ненастоящий царь

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и заявил, что отныне становится простым боярином Владимиром Московским. Трон он передал крещеному татарину Симеону Бекбулатовичу, прямому потомку Чингисхана. Симеон был официально венчан на царство в Успенском соборе, а Иван поселился на Петровке. Время от времени царь в отставке слал Симеону челобитные, в которых подписывался Иванцом Васильевым.

Иван Грозный «для виду» отрекся от престола

За 11 месяцев правления Симеона Иван его руками вернул в казну все земли, ранее пожалованные монастырям и боярам, а в августе 1576 года так же внезапно занял престол снова. Отношения Симеона с последующими царями сложились крайне несчастливо. Борис Годунов приказал ослепить его, Лжедмитрий I заставил уйти в монастырь, Василий Шуйский сослал на Соловки. Место захоронения Симеона находится под фундаментом дома культуры Завода имени Лихачева, на месте, где когда-то располагался некрополь Симонова монастыря.

Александр II и его чувство юмора

Однажды Александр Второй, проезжая небольшой провинциальный город, решил посетить церковную службу. Храм был переполнен. Начальник местной полиции, увидев императора, стал расчищать ему дорогу среди прихожан ударами кулаков и криками: «С почтением! С трепетом!» Александр, услышав слова полицмейстера, засмеялся и сказал, что теперь понимает, как именно в России учат смирению и почтительности. Еще одна ироничная фраза, приписываемая Александру II: «Править Россией нетрудно, но бессмысленно».

У Александра II было специфическое чувство юмора

Александр III и генеалогия

Предпоследний император, прозванный Миротворцем (при нем Российская империя не участвовала в войнах), любил все русское, носил окладистую бороду и с трудом мирился с тем, что царская семья фактически состояла из немцев. Вскоре после коронации Александр собрал ближайших придворных и спросил их, кто на самом деле был отцом Павла I. Историограф Барсков ответил, что, вероятнее всего, прапрадедом Александра был граф Сергей Васильевич Салтыков. «Слава богу!» – воскликнул император, крестясь. – «Значит, во мне есть хоть немного русской крови!»

Александр III был последовательным славянофилом

Елизавета Петровна и женское самолюбие

Обладая от природы мягким характером, дочь Петра Первого не шла на уступки только в вопросах моды и красоты. Никому не позволялось копировать фасон одежды и стиль прически императрицы или появиться на приеме в наряде, роскошью превосходящем платье Елизаветы. На одном из балов императрица собственноручно срезала вместе с волосами ленты и заколки жены обер-гофмейстера Нарышкина под тем предлогом, что ее прическа отдаленно напоминала царскую.

Елизавета Петровна больше всего любила балы и наряды

Однажды придворный парикмахер после бала не смог отмыть и расчесать волосы Елизаветы, слипшиеся от парикмахерских снадобий. Императрица была вынуждена остричь свои волосы. Немедленно придворные дамы получили приказ побриться наголо и носить черные парики вплоть до отмены распоряжения. Избежала бритья головы только будущая Екатерина Вторая, недавно перенесшая болезнь и за время ее потерявшая волосы. Московским дамам разрешили не брить голову при условии, что они скроют свои прически под черными париками.

Павел I и служебное рвение

Павел Петрович с детства питал пристрастие к строгому порядку, военной форме и маневрам. Александр Суворов, по слухам, был отстранен от командования армией из-за высказываний о неуместности на русском солдате немецкого напудренного парика и неудобных ботинок с пряжками. Однажды Павел проводил учебную осаду крепости, защитникам которой было приказано всеми средствами продержаться до полудня.

Павел I проводил много времени за потешными боями

За два часа до конца учений император вместе с полками, осаждавшими крепость, попал под сильнейший ливень. Коменданту крепости было приказано немедленно открыть ворота и впустить Павла, но он наотрез отказался выполнить распоряжение. Император промок насквозь. Ровно в двенадцать часов ворота открылись, и Павел, в гневе ворвавшись в крепость, обрушился на коменданта с упреками.

Свою резиденцию, Инженерный замок, Павел I строил как крепость

Тот невозмутимо показал императору его же рукой подписанный приказ. Павлу ничего не оставалось, как похвалить полковника за исполнительность и дисциплину. Комендант тут же получил звание генерал-майора и был отправлен нести караул под продолжавшийся дождь.

Александр I и честность

В последние годы жизни Александр Первый был весьма богобоязненным человеком. В канун Рождества, совершая паломническую поездку, император ненадолго остановился на почтовой станции. Войдя в избу станционного смотрителя, Александр увидел на столе Библию и поинтересовался, часто ли смотритель ее читает.

Есть легенда, что Александр I не умер, а ушел в скит под именем старца Федора Кузьмича

Увидев книгу на том же месте, император снова поинтересовался у смотрителя, читал ли он книгу с тех пор, как они виделись. Смотритель снова горячо уверил его, что читал, и не раз. Александр пролистал Библию – ассигнации были на месте. Он пожурил смотрителя за обман и приказал раздать деньги сиротам.

Русские Цари , (Иван грозный, Михаил Алексеевич, Алексей Михайлович...) до Петра Первого жили по своему русскому царскому этикету. Рассмотрим день жизни Алесея михайловича Романова.

Для самого Царя, для Царицы и для царских детей хоромы были разные и жили все отдельно. Царь в своих хоромах имел сени, переднюю комнату, рабочую комнату, крестовую комнату и опочевальню. Царица имела на одну комнату меньше, у неё не было рабочей комнаты. Хоромы Царя, Царицы и детей соединялись коридорами. Разумеется у всех были и отдельные прислуги.

Царский день начинался так. Просыпался Царь в 4.00 утра, к нему входил слуга-постельничий и помогал Царю помыться и одеться. Царь спал один в своей опочевальне, а царица одна в своих хоромах. Из опочевальни Царь следовал в Крестовую комнату, это была Царская домашняя Церковь. Там Царя уже ждал личный духовник и священники, которые уже ждали служить Царю молебен. Вся комната была в иконах, свечах и лампадах. В середине комнаты всегда клали новую икону, святого дня. Ежедневно с разных монастырей России, там где бывал престольный праздник, приносилась икона праздника из того монастыря для Царя, а так же свеча из того монастыря, просфора и святая вода. Так что просфоры и святая вода в доме Царя были ежедневно из разных монастырей. Когда Царь входил в крестовую комнату, тогда начинался молебен. Длился он не долго, минут 15. Потом Царь подходил целовать икону святого этого дня, духовник Царя окроплял святой водой и подавал просфору.

После молебна Царь посылал слугу в хоромы Царицы, чтобы узнать о здоровье Царицы, не болела ли она ночью и если она здорова, может ли он придти в её хоромы и навестить её. Царь всегда ждал ответ от гонца, в ожидании он слушал чтение слова поучения от дьяка и потом уже отправлялся в гости к Царице. Царица ждала Царя в передней комнате или столовой. Царь и Царица каждое утро здоровались в покоях Царицы и тогда уже вдвоём отправлялись в общую домашнюю Церковь отслушать обедню, которая служилась специально для Царя и Царицы.

Пока Царь молился в его хоромы собирались бояре. При появлении Царя все бояре должны были кланяться в ноги Царю. Если Царь кому-то уделял внимание словом или снимал шапку перед кем-то, то это была особая милость и тогда в ноги царю тот человек кланялся много раз, бывали случаи и до 30 раз.

К 9.00 утра, Царь, Царица и бояре торжественно шествовали в собор, для того чтобы присутствовать на Литургии. В соборе Царь проводил 2 часа, а если это был праздник то и 5-6 часов. Во время литургии проделывал до 1500 земных поклонов.

После литургии Царь и бояре шли в Царскую рабочую комнату. Царь садился и бояре стоя перед царём отчитывались о государственных делах. Ни один боярин не имел права садиться на приёме у Царя и только по пятницам Царь сзывал заседание боярской думы для решения гос.вопросов и тогда все бояре сидели вместе с Царём, но поодаль от Царя.

В 12.00 Царю надо было обедать. Если Царь на обед приглашал боярина или гостя, тогда обед проходил в хоромах Царя без присутствия Царицы. Если Царь ни кого не оставлял на обед, то он обедал с Царицей по предварительной договорённости в своих хоромах или хоромах Царицы. Если Царь желал, то на этот обед приглашал старших детей. Если у Царского ребёнка был День рождение или именины то готовился семейный обед. Такой обед готовился в хоромах Царицы и туда приглашался Царь и за столом собирались все дети.

К столу царя Алексея Михаиловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, которые государь держал во время постов. Великим постом царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полупива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста... Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам; одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в году, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов. Правда, когда постов не было, Царю подавалось на обед до 70 блюд, но не надо думать, что он всё съедал, он блюда передавал боярам, как милость со своего стола.
Подавались сначала холодные и печенья, разное тельное, потом жареное, и затем уже похлебки и ухи или ушное.

Стол Царю накрывал Дворецкий и Ключник. Накрывали скатерть, ставили соль, хрен, горчицу, хлеб. В соседней комнате такой же стол Дворецкий накрывал и себе. Царя кормили следующим образом. Прежде чем кушанье подать Царю, его ел повор, который потом передавал блюдо ключарю, ключарь нёс блюдо в хоромы Царя, а рядом с ним следовал Стряпчий, который должен был следить за блюдом и охранять его. Вначале блюдо ставили на стол Дворецкому, он пробовал и решал можно ли нести его дальше Царю. Дальше в хоромы блюдо нёс Стольник и у края стола передавал его Крайчиму, который пробовал блюдо перед Царём и ставил его на стол. Только тогда мог кушать Царь. Так же было и с вином. Позади Царя стоял слуга-чашник и весь обед в руках держал кубок с вином. Когда Царь требовал вина, Чашник наливал из кубка в чашу, отпивал с чаши и ставил чашу перед Царём.

После обеда Царь на часа три уходил спать.

К вечеру в его рабочей комнате собирались бояре, встречали отдохнувшего Царя все шли в домашнюю церковь на служение вечерни.

После вечерни Царь приглашал к себе детей. Царь с детьми читал жития святых. Часто он приглашал 100 летних старцев и с детьми слушал их опытные рассказы о жизни и путешествиях по Руси, приглашались для разговора так же блаженные и юродивые. Все шли в потешную палату, там у Царя были шуты. Пелись песни, были и танцы, играли музыканты, Царь с детьми играл в игры - жмурки, а со старшими в шашки или шахматы. Потехи как правило были зимой, а летом их часто заменяла охота.

После потех, царь отправлялся ужинать. А после ужина вновь шёл в крестовую комнату на минут 15 совершить вечерние молитвы. После молитвы Царь шёл спать и до постели его сопровождал и помогал раздеться Постельничий. Постельничий был обязан спать в царской опочевальни около Царя и охранять Царский сон. В опочевальню мог входить только Постельничий, а так же Стряпчий и два Стольника, это всегда были самые приближённые люди Царя. Ни Дворецкий, ни Ключарь, ни дети, ни даже Царица без разрешения Царя входить в опочевальню не могли, впрочем как и Царь не мог войти в опочевальню Царицы у которой там были свои приблежённые прислуги.

Относительно верхней одежды летом Царь выходил из дворца в легком шелковом опашне (длиннополом кафтане) и в золотной шапке с меховым околом; зимою — в шубе и в горлатной (меховой) лисьей шапке; осенью и вообще в ненастную, мокрую погоду — в суконной однорядке. Под верхнею одеждою был обычный комнатный наряд, зипун, надеваемый на сорочку, и становой кафтан. В руках всегда был посох единороговый, из кости единорога, или индейский из чернаго дерева, или простой из карельской березы. И те и другие посохи были украшены дорогими каменьями. Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рождество Христово, Богоявление, неделя Вербная, Светлое Воскресение, Троицын день, Успение и некоторые другие, государь облекался в наряд царский, к которому принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, царская шапка или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха, царский серебряный жезл. Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Самые башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда без сомнения была очень значительна, и потому в подобных церемониях государя всегда поддерживали под руки стольники, а иногда и бояре из ближних людей.

На всех выходах из дворца в числе царской свиты находился постельничий с разными предметами, которые требовались на выходе и которые несли за постельничим стряпчие, именно: полотенце или платок, стул с зголовьем или подошкою, на котором садился государь; подножье, род ковра, на котором становился государь во время службы; солношник или зонт, защищавший от солнца и дождя, и некоторые другие предметы, смотря по требованию выхода.

Зимою государь выезжал обыкновенно в санях. Сани были большия, нарядныя, то есть раззолоченныя, расписанныя красками и обитыя персидскими коврами. У его саней, по сторонам места, где сидел государь, стояли знатнейшие бояре, один справа, другой слева; у саннаго передняго щита стояли ближние стольники, также один с правой стороны, а другой с левой; около государя за санями шли бояре и прочие сановники. Весь поезд сопровождался отрядом стрельцов, в числе ста человек, с батогами (палочками) в руках «для тесноты людской Царским Возницею или кучером в этом случае бывал стольник из ближних людей.

Накануне Великих Церковных праздников Царь в 5.00 выходил на улицу Москвы для общения с бедными людьми и всем подавал милостыню. Часто Царь отправлялся и в тюрьмы

Самый дорогой гость у Царя, это был конечно же Патриарх Московский. Патриарх всегда гостем приходил в Рождество Христово. Всегда к приходу Патриарха убиралась отдельная Столовая изба. Всё застилалось коврами, ставилось два трона, для Царя и Патриарха. Приглашались все бояре. Царь выходил сам встречать Патриарха в сени и брал благословение у Патриарха.

Ни одна государыня в других странах не пользовалась таким уважением подданных, как царица Русская. Никто не смел не только говорить свободно о царице, но даже, если бы случилось, и смотреть на ея особу.

Когда она садится в карету или выходит из нея, все кланяются ей до земли. Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться, что он видел царицу или кого-либо из сестер и дочерей государя. Даже и врач никогда не мог их видеть или коснуться до голого тела, даже пульс доктор слушать был обязан через платок. В церковь Царица выходяит по особой галлерее, со всех сторон совершенно закрытой. Во время пеших выходов на богомолье царицу скрывали от народных глаз суконныя полы, носимыя со всех сторон ея шествия. Удаленная таким образом от мужского общежития, царицы, конечно, не участвовали ни в каких общественных или торжественных собраниях среди мужского чина, где первенствовал сам государь.

Царица не входила в государственные дела, но занималась благотворительностью. Молилась, встречалась с женщинами Руси, шила бельё маленьким детям, занималась свадебными делами придворных, в свободное время играла в карты, гадала. Царица организовывала домашние праздники Из лиц государственных она имела права принимать только Патриарха, а так же епископов и боярских жён. Быт Царицы ни чем не отличался от быта Царя. Только все слуги были женщины и девушки, а приблежённые Царицы, стольники были мальчики не достигшие совершеннолетия.. ..

.

© Петряков A. M., 2014

© ОСЮ «Рт-СПб», 2014

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Глава 1. О том, что и как ели, пили и как развлекались в царских палатах во времена Ивана Грозного

Сведения о еде и княжеских трапезах в Древней Руси очень скудны. Известно, например, что в Х веке подати брали в виде вина, хлеба, мяса и других простых продуктов, что во время голода половина лошадиной головы стоила полгривны (воз репы стоил две гривны). В летописях упоминается, что князь Святослав в военные походы съестных припасов не брал, мясо нарезал на узкие полоски и жарил его на огне. В «Повести временных лет» летописец Нестор рассказывает историю о том, как кисель спас Белгород от осады печенегов. «Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: „Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю“. Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них цежь для варки киселя да поискать меду и сделать из него пресладкую сыту. Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую – медовый напиток. На другой день пригласили горожане нескольких печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям все, что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси».

В этом тексте мы видим незнакомые в наши дни слова – цежь и сыта. Цежь – это раствор для приготовления киселя, а сыта – кипяченный с водой мед. В те времена картошки еще не было, стало быть, и крахмала тоже, поэтому кисели были зерновыми. Сейчас кисели делают из ягод и фруктов, а из зерновых до наших дней дожил только овсяный кисель, да и тот делается очень пожилыми женщинами у себя дома, а в ресторанном меню такое блюдо едва ли встретишь.

Из зерна (ржи, овса, гречи, ячменя, проса) в те далекие времена выпекали хлеб и варили каши, и эта еда благополучно дожила до наших дней, и современный человек не представляет себе завтрака без каши и обеда без хлеба. В Х веке на Руси стали сеять также и пшеницу и появились на столе блины, калачи, пироги и иная выпечка.

На хлебе стоит остановиться несколько подробнее.

История его изобретения теряется в глубокой древности. Дрожжевой хлеб был известен еще в Древнем Египте, а само слово пришло в русский язык, скорее всего, из Древней Греции. Горшки, в которых выпекался хлеб, греки называли «клибанос». Слово это трансформировалось в разных языках по-разному, и к нам дошло как хлеб. Практически все народы относятся к хлебу как особому, ни с чем не сравнимому продукту, наделяя его почти религиозным смыслом. Его величали солнцем, золотом, основой жизни.

В той же Древней Греции, если верить Гомеру, человек, не употреблявший хлеба в пищу, считался грешником. Так же, как, впрочем, и в Индии. В Риме сохранился 13-метровый памятник Марку Вергилию Эврисаку, хозяину хлебопекарен, снабжавшему древний мегаполис этим продуктом. На украшающих скульптуру барельефах воспроизведен весь хлебопекарный процесс от помола муки до укладки его в корзины. Причем выпекался только пшеничный хлеб. Рожь римляне считали несъедобной и очень удивлялись тому, что в завоеванных ими землях, Галлии например, ее использовали в пищу.

На Руси же ржаной хлеб стали выпекать еще в XI веке, и без черного хлеба русский человек и сегодня не мыслит своего обеда. Когда одного из русских генералов, вернувшегося из Парижа после победы над Наполеоном, стали расспрашивать о жизни во французской столице, он сказал: «Да что там Париж! Черного хлеба не допросишься!»

Огородные культуры также были востребованы, и репа, капуста, огурцы, редька, горох употреблялись в разных видах, как сырыми, так и вареными, печеными или квашеными. Квашеная капуста и по сей день является незаменимой закуской, гарниром, начинкой и так далее.

Жидкие горячие блюда в те стародавние времена назывались варевом, иначе хлебовом, и это могли быть похлебка, уха, щи и тому подобное.

Вместо обыденного теперь чая на Руси он появился лишь в XVII веке пили травяные настои, разбавленный мед, квас и сбитень. Варили также пиво и делали хмельной мед и ягодные браги. Водка пришла в Россию в XV веке, но была запрещена и вновь появилась в XVI веке при Иване Грозном.

Пряности употреблялись на Руси уже с XI века. Благодаря тому что через Древнюю Русь пролегали водный путь «из варяг в греки» и Великий шелковый путь, к нам привозили гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, шафран, кориандр, лавровый лист, черный перец, оливковое масло, лимоны и прочее.

Самым первым довольно обширным документом о домашнем хозяйстве в эпоху Ивана Грозного, пожалуй, был «Домострой», и мы к нему еще обратимся. А в Смутное время, когда на российский престол был посажен польский царевич Владислав, то специально для него, не знавшего русской кухни и обычаев, составили «Роспись царским кушаньям» (1610–1613 гг.).

Бегло просмотрим этот документ. Поражает разнообразие того, что принято называть закусками. Помимо традиционных для стола любого сословия соленых огурцов, грибов, квашеной капусты – обилие рыбных блюд. Это лососина с чесноком, икра, щучьи головы (тоже с чесноком), соленые сиги, щуки, молоки с хреном, белужий бок.

А вот мясные деликатесы: буженина, ветчина в студне, она же с квасом и чесноком, куры соленые, а также жареные со сливами; также приготовленные тетерева, рябчики с лимоном, жареное плечо баранины, «окрошованное студенью», и прочее. Помимо перечисленного к царскому столу подавалось так называемое «тельное» – рубленые изделия вроде котлет из рыбы и птицы, причем как в горячем виде, так и в холодном (в виде заливного).

После закусок, как и подобает, следовали первые блюда. Это, конечно же, в первую очередь, наши щи, уже десятки поколений не сдающие своих позиций. Любопытно, что в Смутное время щи варили не только с мясом, но и с рыбой или с грибами. Надо также тут отметить, что «картофельная» эра в России еще не наступила, поэтому помимо капусты и приправ в щи клали различные крупы, в том числе пшено и рис, тогда он назывался сарацинским пшеном. Готовили также уху, причем варили сперва мелкую рыбу, а затем уже в этом рыбном бульоне готовилась уха из благородных рыб осетровой породы или из судаков, щук и тому подобного.

Еще одна категория первых блюд называлась кальи. Это знакомые нам рассольники, причем готовились они не только с солеными огурцами, но также с лимонами, как свежими, так и солеными. Помимо них варились различные похлебки с курицей и рыбой, приправленные не только луком и чесноком, но корицей, шафраном и прочими импортными приправами. Сейчас подобные блюда принято называть супами. К ним обязательно подавались пироги или караваи. Название «суп» пришло к нам из Европы в XVIII веке и вызвало среди творческой интеллигенции определенную негативную реакцию. Как и теперь, тогда тоже боролись за чистоту русского языка, и поэт Сумароков по этому поводу писал: «Безмозглым кажется, язык российский туп: похлебка ли вкусняй, или вкусняя суп?»

Перейдем теперь ко вторым блюдам, кои в современных кафе и ресторанах именуются «горячее». Как и теперь, они приготавливались в основном из мяса или рыбы. Птица также была постоянным гостем на столе: курица, гусь, утка, а также разнообразная пернатая дичь (куропатки, тетерева, рябчики и прочие), но царским блюдом считались лебеди. Упоминаются блюда из губ, печени и мозгов лошади, хотя конину на Руси в пищу не употребляли, если верить летописям, уже с XI века. Любили наши предки и потроха, в первую очередь – печень. Весьма любопытное блюдо было в то время в чести и прожило долгую жизнь вплоть до ХХ века – жареные колбаски с начинкой из гречи или яиц с луком, которые назывались «няней». Блюдо упоминается у многих русских писателей, достаточно вспомнить визит Чичикова к Собакевичу в бессмертной поэме Гоголя «Мертвые души». Также своеобразными были полужидкие блюда с лапшой (зайцы и куры в лапше), тушеной капустой и репой (зайцы в репе). Жарили в то время на ореховом масле, его же применяли для заправки закусок из грибов, икры и прочего. В качестве приправ применяли хрен, квас, чеснок, толченный со сметаной, с квасом и яйцами, а также мак и маковое молочко, им заправляли супы во время постов вместо сметаны и варили в нем икру.

Рыба, как и теперь, готовилась в разных видах: жареная, вареная, паровая, пряженая, то есть жареная во фритюре. Рыбу ели в соленом, вяленом и копченом виде. И, кстати сказать, засолка рыбы для большинства жителей являлась делом исключительно важным, ибо засолка была чуть ли не единственным способом сохранения продуктов, консервов тогда еще не делали. Цены на соль «кусались», что и привело к так называемому «соляному бунту» в царствование царя Алексея Михайловича, потому что купцы в погоне за прибылью вздули цены до чрезвычайности.

Гарнирами тогда служили лапша, капуста и каша. Обязательным добавлением ко второму блюду были соусы, называвшиеся «взварами». Луковые взвары подавали к домашней птице, баранине, рыбе; капустные – к гусю, утке, рыбе; клюквенный – к поросенку, окороку, индейке, дичи; брусничные – к дичи, жареному лещу. Кроме этих соусов готовились и подливки с шафраном, гвоздикой и перцем.

На обеденном столе обязательно красовались различные пироги, как подовые, то есть испеченные на поду в печи, так и пряженые. Как и теперь, пироги начиняли чем угодно: пшеном, рисом, капустой, яйцами, вязигой, горохом, снетками, творогом и многим другим. Караваи начинялись рыбным фаршем, налимьими молоками, птичьими потрохами и прочим. Оладьи и блины также сопровождали трапезы наших предков.

В «Росписи» есть не только перечень блюд, но их рецептура с забытыми ныне мерами веса и объема. Например, «лопатка» составляла 1,2 кг сыпучих продуктов, «полчети ведра» – около литра и так далее.

На официальных приемах в кремлевских палатах, равно как в патриархальных семьях, строго соблюдалось старшинство. Царь сидел за отдельным столом, покрытым златотканой бархатной скатертью. Далее сидели бояре, священнослужители, приглашенные иностранцы и прочие гости. Чем древнее был род боярина, тем ближе к царю он сидел. Однако, как мы знаем из исторической литературы, споры о том, кто имеет более старое и ветвистое генеалогическое древо, на Руси всегда были очень острыми. И частенько в Грановитой палате случались по этому поводу свары, и даже с рукоприкладством, если кто из высшего сословия говорил соседу, что тот занимает «место не по отчине».

Столы в домах ставились у лавки, ибо только она определяла «место». Стол посередине помещения, как теперь, тогда никогда не стоял. До прихода гостей ставились закуски, рассолы, горчица, соль, перец, затем приносили хлеб и подавали блюда. Вот такие сложились застольные традиции к концу XVI века.

Прежде чем мы перейдем к застольям у Ивана IV, освежим память читателя о тех чертах его характера и склонностях, что дали ему прозвание Грозный. Его дед и отец тоже не отличались мягкосердечием, были людьми скрытными и жестокими, а среди предков его византийской бабки Софьи Палеолог были даже психически больные люди. Так что наследственность, можно сказать, диктовала образ жизни. Еще будучи мальчиком, он развлекался тем, что сбрасывал кошек из окон высоких теремов, а на охоте с удовольствием наблюдал травлю зверей собаками. А когда подрос, объектами его забав стали уже не животные, а люди. В отрочестве он и его приятели выезжали верхами на столичные улицы и площади и нещадно, ради развлечения, давили лошадиными копытами ни в чем не повинных горожан. Или ловили молодых девушек и насиловали их. Английский посланник Горсей, живший в то время в России, писал, что Иван сам ему признавался, что растлил тысячу девиц. И не только девиц. Пользовал он также и мальчиков отроческого возраста. Да и взрослыми не брезговал: один из современников обвинял Федора Басманова в том, что тот служит царю также и своей задницей. Тогда это называлось грехом содомии.

Когда Иван Васильевич стал царем, забавы его стали еще более жестокими и кровавыми. Травля людей животными, весьма популярное зрелище в Древнем Риме, прижилась и в Москве. Царь очень любил смотреть, как терзают медведи безоружных людей. Для обвиняемых придумывались изощренные пытки, на которых царь часто бывал. Также и казнил врагов не просто отсечением головы, а жарил на сковородах, опускал в кипяток и так далее. Очень ярко и красочно это показано в фильме Павла Лунгина «Царь». Человеческая жизнь едва ли в его глазах имела хоть какую-нибудь цену. Если еще вчера, скажем, он считал человека незаменимым другом и соратником, то на другой день в его голове складывалось убеждение, что тот его злейший, недостойный жизни, враг. И хоть некоторые историки оправдывают массовые казни и насилия в то время политическими мотивами, а политика, как известно, не терпит морали, но в случае с Иваном Васильевичем все же больше психопатологии, нежели целесообразных, пусть и жестоких, действий ради сохранения целостности и крепости государства.


Царь Иван IV


И это, в общем-то, несколько странно, если иметь в виду, что Иван Грозный был одним из самых образованных людей того времени, много читал, и не только церковную литературу. У него накопилась большая библиотека, ее поиски продолжаются и по сей день. Так что на досуге он развлекал себя не только кровавыми зрелищами, но и тихой охотой за знаниями, а также игрой в карты, шашки и шахматы. Тот же Горсей утверждал, что царь и умер за шахматной доской.

Теперь обратимся непосредственно к описаниям царских пиров1
Обычно я стараюсь ссылаться на документальные источники, но в данном случае цитата из художественного произведения столь «вкусна» и уместна, что не привести ее здесь я просто не могу. А. К. Толстой словно на машине времени переносит читателя в эпоху Ивана Грозного… – Авт.

Начнем с яркого и художественного отрывка из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», где описан пир, устроенный Иваном Грозным для своих верных опричников. Их на этом пиру присутствовало 700 человек.

«Отличилися в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги (севрюги) были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства. Слуги вышли по два в ряд и возвращались в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых. Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди, были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между горами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. Иные допивали кубки романеи, более из приличия, чем от жажды, другие дремали, облокотясь на стол; многие лежали под лавками, все без исключения распоясались и расстегнули кафтаны».

Отрывок напомнил мне описание пира у богатого выскочки Тримальхиона, описанный в романе древнеримского писателя Петрония «Сатирикон». Там рассказывается об изобретательности повара с красноречивым именем Дедал. «Захоти только, – говорит о нем его хозяин, – он тебе из свиной матки смастерит рыбу, из са ла – голубя, из окорока – горлинку». На этом пиру, среди прочего, принесли огромную свинью, которая держала в зубах корзиночки, где лежали финики, а у ее сосков «лежали поросята из пирожного теста, будто присосавшись к вымени». Когда свинью взрезали, из ее чрева вылетела стая дроздов. Вообще, надо сказать, древние римляне были до свинины большие охотники и готовили ее в разных видах. По ходу повествования мы еще будем обращаться к античной кулинарии, но теперь продолжим о русской кухне допетровского периода.

Русские повара того периода также были своеобразными в этом смысле умельцами и тоже «всячески изощрялись». Особенно в посты. Сын антиохийского патриарха Макария Павел Аллепский, который вместе с отцом путешествовал по России, в своих записках отмечает изобилие рыбы на Руси и описывает одно из рыбных блюд: «Выбирают из рыбы все кости, бьют ее в ступках, пока она не сделается как тесто, потом начиняют луком и шафраном в изобилии, кладут в деревянные формы в виде барашков и гусей и жарят в постном масле на очень глубоких, вроде колодцев, противнях, чтобы она прожарилась насквозь, подают и разрезают наподобие кусков курдюка. Вкус ее превосходный: кто не знает, примет за настоящее ягнячье мясо». Когда царь Алексей Михайлович принимал у себя Макария, он угощал его именно этим блюдом – «душеной бараниной» из рыбы. А вот цитата из упоминаемой уже нами «Росписи»: «А рыбную еству подают: селди паровые, спины белые рыбицы, короваи, поросята, утки телные, ухи шафранные, черные, мневые, кавардакъ (нечто вроде окрошки из разных рыб), молока, лещевина, осетрина шехонская, косячья». Сразу возникает вопрос: как в перечне рыбных блюд оказались «утки телные» и поросята? Надо думать, что поросята и утки были приготовлены из рыбы так же, как описано Павлом Аллепским.

Присутствовавшие на пирах у государя иностранцы не скрывали своего восторга и удивления, когда, к примеру, несколько человек вносили и громоздили на стол огромного медведя или оленя, а также огромных двухметровых осетров. Или описанный у А. К. Толстого кремль из сахара, который в то время был очень дорог. Любопытно, что даже в XIX веке варенье варили на меду, потому что это было дешевле, нежели на сахаре.

Зато мясо, рыба, овощи, крупа были чрезвычайно дешевы. Голландский художник и писатель Корнилий де Бруин, приплывший из Гааги в Архангельск в 1701 году, пишет о поразившей его дешевизне местных продуктов. Домашняя птица, говядина, телятина, баранина, а также дичь, зайцы и прочее продавались за копейки. К примеру, пару куропаток он мог купить за четыре штивера (мелкая голландская монета). Если учесть, что курс голландского гульдена к рублю составлял тогда пять к одному, то этим куропаткам действительно грош цена была в то время. Также он пишет об изобилии и разнообразии рыбы: корюшка, пескари, щуки, стерляди, камбала, лабардан (треска), палтус, окунь, хариус, лосось и так далее. Удивил путешественника карась. Такую рыбу он у себя на родине не видел, вкус ее ему очень понравился, поэтому он заспиртовал несколько экземпляров, чтобы показать соотечественникам.

Об изобилии и разнообразии рыбы он пишет и после посещения Астрахани. Упоминает белугу до двух саженей длиной, судака, ту же стерлядь, которую он считал лучшей рыбой в России. Причем цена ее в Астрахани и в Москве разнилась в сотни раз.

Де Бруин прожил в России два года и оставил довольно интересные и очень ценные для нас описания городов, прежде всего Москвы, тогдашнего быта, костюмов, обрядов и прочего. Кстати, читая воспоминания иностранцев о России, подчас удивляешься, почему же наши летописцы не описывали многое из того, что отмечено приезжими людьми. Дело в том, что привычное и постоянное как бы просто не замечается, становится фоном, а для человека из другой страны, где другие обряды, обычаи и привычки, наша обыденная жизнь во многих проявлениях вызывает удивление и интерес. Тем и ценны для историков и этнографов их наблюдения. И к ним мы будем не раз обращаться.

Но вернемся к царскому столу. Во время пиров, которые при Иване Грозном затягивались до утра, объевшиеся гости шли на двор, где ложились животом на специально сколоченные козлы, чтобы вызвать рвоту и таким образом освободить желудок для дальнейшего потребления пищи. Так же, кстати, поступали и древние римляне. Правда, там для этих целей использовались павлиньи или иные перья, ими щекотали в горле, чтобы вызвать рвотный рефлекс.

Царский стол во время таких многолюдных застолий обслуживали две, а то и три сотни человек. Одеты они были в парчу, на головах красовались шапки из черных лис, а на груди висели золотые цепи. Перед началом трапезы они низко кланялись государю, который сидел отдельно от других на возвышенном месте. Затем слуги попарно отправлялись на кухню за едой. На столах уже стояли крупно нарезанный хлеб, соль, приправы, ножи и ложки. Вилок тогда не было. Этим прибором стали пользоваться во Франции во время царствования Людовика XIV. Как не было и салфеток (ими стали пользоваться при Петре Первом, хотя и при его отце Алексее Михайловиче подавался расшитый платок для вытирания рук; бояре, однако, предпочитали пользоваться для этих целей собственными бородами).


Власть не самым лучшим образом сказывается на людях. Особенно сильно развращает абсолютная власть. Это хорошо видно на примере русских царей и цариц, имевших необычные увлечения и попадавших в забавные истории.

Петр Первый и карлы



Император Петр I - один из самых эксцентричных русских правителей. Он любил карликов с детства, и во времена его правления обычным делом для знатных дворян было содержать лилипутов в качестве шутов. Однако сам Петр довел это увлечение до крайности. Время от времени он приказывал запекать обнаженного лилипута в пироге, чтобы посреди ужина тот неожиданно выскочил из пирога на страх гостям и на потеху императору.


Петр I устраивал свадьбы лилипутов. Даже пытался разводить карликов. На свадьбу царского шута Якима Волкова и карлицы, служившей у царицы, со всей России свезли больше семидесяти карликов, по большей части бедных крестьян. Их одели в специально сшитую одежду европейских фасонов, допьяна напоили вином и заставили плясать, чтобы развлечь присутствующих. Император был очень доволен.

Екатерина Вторая и коллекция эротики

По слухам, кабинет, обставленный сделанной по заказу мебелью с фривольной резьбой, примыкал к личным покоям императрицы в Гатчинском дворце. Комната была наполнена лучшими образцами эротической живописи и скульптуры, причем некоторые экспонаты были доставлены с раскопок Помпеи.


Екатерина II собрала большую коллекцию эротических скульптур. По официальной версии, коллекция была уничтожена в 1950 году. Сохранился каталог, выпущенный в 30-х годах, и несколько фотографий, сделанных немецкими офицерами во время Второй мировой войны. Есть версия, что секретный кабинет располагался не в Гатчине, а в Петергофе, и еще может быть найден.

Иван Грозный и ненастоящий царь

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и заявил, что отныне становится простым боярином Владимиром Московским. Трон он передал крещеному татарину Симеону Бекбулатовичу, прямому потомку Чингисхана. Симеон был официально венчан на царство в Успенском соборе, а Иван поселился на Петровке. Время от времени царь в отставке слал Симеону челобитные, в которых подписывался Иванцом Васильевым.


Грозный не только «для виду» отрекся от престола. За 11 месяцев правления Симеона Иван его руками вернул в казну все земли, ранее пожалованные монастырям и боярам, а в августе 1576 года так же внезапно занял престол снова. Отношения Симеона с последующими царями сложились крайне несчастливо. Борис Годунов приказал ослепить его, Лжедмитрий I заставил уйти в монастырь, Василий Шуйский сослал на Соловки. Место захоронения Симеона находится под фундаментом дома культуры Завода имени Лихачева, на месте, где когда-то располагался некрополь Симонова монастыря.

Александр II и его чувство юмора

Однажды Александр Второй, проезжая небольшой провинциальный город, решил посетить церковную службу. Храм был переполнен. Начальник местной полиции, увидев императора, стал расчищать ему дорогу среди прихожан ударами кулаков и криками: «С почтением! С трепетом!»

Александр, услышав слова полицмейстера, засмеялся и сказал, что теперь понимает, как именно в России учат смирению и почтительности. Еще одна ироничная фраза, приписываемая Александру II: «Править Россией нетрудно, но бессмысленно».


У Александра II было специфическое чувство юмора.

Александр III и генеалогия

Предпоследний император, прозванный Миротворцем (при нем Российская империя не участвовала в войнах), любил все русское, носил окладистую бороду и с трудом мирился с тем, что царская семья фактически состояла из немцев. Вскоре после коронации Александр собрал ближайших придворных и спросил их, кто на самом деле был отцом Павла I.

Историограф Барсков ответил, что, вероятнее всего, прапрадедом Александра был граф Сергей Васильевич Салтыков. «Слава богу!» - воскликнул император, крестясь. - «Значит, во мне есть хоть немного русской крови!»


Александр III был последовательным славянофилом.

Елизавета Петровна и женское самолюбие

Елизавета Петровна больше всего любила балы и наряды. Обладая от природы мягким характером, дочь Петра Первого не шла на уступки только в вопросах моды и красоты. Никому не позволялось копировать фасон одежды и стиль прически императрицы или появиться на приеме в наряде, роскошью превосходящем платье Елизаветы. На одном из балов императрица собственноручно срезала вместе с волосами ленты и заколки жены обер-гофмейстера Нарышкина под тем предлогом, что ее прическа отдаленно напоминала царскую.


Однажды придворный парикмахер после бала не смог отмыть и расчесать волосы Елизаветы, слипшиеся от парикмахерских снадобий. Императрица была вынуждена остричь свои волосы. Немедленно придворные дамы получили приказ побриться наголо и носить черные парики вплоть до отмены распоряжения. Избежала бритья головы только будущая Екатерина Вторая, недавно перенесшая болезнь и за время ее потерявшая волосы. Московским дамам разрешили не брить голову при условии, что они скроют свои прически под черными париками.

Павел I и служебное рвение

Павел Петрович с детства питал пристрастие к строгому порядку, военной форме и маневрам. Александр Суворов, по слухам, был отстранен от командования армией из-за высказываний о неуместности на русском солдате немецкого напудренного парика и неудобных ботинок с пряжками. Однажды Павел проводил учебную осаду крепости, защитникам которой было приказано всеми средствами продержаться до полудня.


Павел I проводил много времени за потешными боями.

За два часа до конца учений император вместе с полками, осаждавшими крепость, попал под сильнейший ливень. Коменданту крепости было приказано немедленно открыть ворота и впустить Павла, но он наотрез отказался выполнить распоряжение. Император промок насквозь. Ровно в двенадцать часов ворота открылись, и Павел, в гневе ворвавшись в крепость, обрушился на коменданта с упреками.


Свою резиденцию, Инженерный замок, Павел I строил как крепость.

Тот невозмутимо показал императору его же рукой подписанный приказ. Павлу ничего не оставалось, как похвалить полковника за исполнительность и дисциплину. Комендант тут же получил звание генерал-майора и был отправлен нести караул под продолжавшийся дождь.

Александр I и честность

В последние годы жизни Александр Первый был весьма богобоязненным человеком. В канун Рождества, совершая паломническую поездку, император ненадолго остановился на почтовой станции. Войдя в избу станционного смотрителя, Александр увидел на столе Библию и поинтересовался, часто ли смотритель ее читает.


К концу жизни Алексаедр I стал очень набожным человеком

Тот заверил царя, что весьма часто. Выслав под каким-то предлогом смотрителя из комнаты, император вложил между страниц Писания пять сторублевых банкнот (гигантские по тем временам деньги) и вскоре уехал. Спустя двенадцать дней, в Крещение, Александр возвращался в Петербург через эту же станцию.


Есть легенда, что Александр I не умер, а ушел в скит под именем старца Федора Кузьмича

Увидев книгу на том же месте, император снова поинтересовался у смотрителя, читал ли он книгу с тех пор, как они виделись. Смотритель снова горячо уверил его, что читал, и не раз. Александр пролистал Библию - ассигнации были на месте. Он пожурил смотрителя за обман и приказал раздать деньги сиротам.