Мотивация персонала — основной инструмент управления. Мотивация: источник сил для действий

Личная мотивация – другой взгляд на привычное мнение . Про мотивацию написано и переписано тонны статей, в это статье я не стану повторять, я расскажу о своей точке зрения. Пока скажу, что любая форма мотивации - это костыли, благодаря которым мы хотим, чего-то достигнуть. Статья + видео, кому лень читать, смотрите видос в конце статьи.

Если задуматься то всем не хватает мотивации в каких-либо областях жизни, у кого-то это занятия спортом или изучение иностранных языков, у других важная цель, исполнение которой они постоянно забрасывают.

С другой стороны вокруг хватает высокомотивированных людей, карьеристы например, а также те, с кем не хотелось бы встречаться. Часть их этих высокомотивированных людей пытается сделать нашу жизнь лучше, а другие наоборот всячески её ухудшить (сюда можно отнести всякого рода преступников и маньяков).

Какие бывают виды мотивации.

В общем ответ здесь ясен: внутренняя и внешняя, то есть либо тебя мотивируют внешние факторы либо сам пытаешься себя с мотивировать.

А зачем все это нужно?

Мы не хотим себя заставлять, потому что это сопряжено с неудобством, дискомфортом, напряжением, в общем с тем что можно назвать страданием, ну а разум всегда стремится избежать страданий. Это факт.

Мотивация- это как трамплин, через который мы перепрыгиваем свое не хочу, это обезболивающее для страданий.

Вообще мотивацию придумали для того чтобы эффективно управлять людьми и развивать в них дисциплину, то есть способность подчиняться чужим правилам и командам.

Основа мотивации - это метод кнута и пряника, который превратился в целую систему. Умение подчиняться другим под воздействием внешней мотивации прокачивают в нас с детского садика и оттачивают в школе, истинная цель образования не сделать нас всесторонне развитыми и всячески реализованными людьми, а воспитать в нас послушного исполнителя. Это нужно обществу, это не хорошо и не плохо, чтобы общество нормально функционировало нужны люди способные подчиняться и соблюдать правила.

Но для личности эта система имеет ряд побочных эффектов, которые проявляются когда человек пытается начать свой путь, сделать себя совершенней, получить больше чем средний результат и т.д. то есть хочет быть самостоятельным и успешным. Тут то и начинаются проблемы.

Например, человек ставит перед собою цель, есстественно у него появляется мотивация, в данном случае личная, без воздействия внешних факторов, он приступает к делу, занимается им, а потом спустя некоторое время, он бросает. Потому что иссякла его личная мотивация, он получил толчок и действовал по инерции этого толчка, если дело его мало затратное по времени, то он может успеть.

Если же дело требует постоянных усилий на протяжении длительного времени, как например изучение иностранного языка, работа над собой, то многие терпят фиаско. Потом проходит пару месяцев, человек вспоминает что должен был это сделать и у него опять загорается мотивация, он начинает заново, а потом бросает. Думаю, знакомая ситуация.

А что происходит когда человек уходит с работы и пытается начать что-то свое? Ему очень трудно работать на себя, так как нет внешней мотивации, нас научили подчиняться другим, быть частью системы, в вот подчинять себе никто не учил. В результате человек ничего не делает, он не умеет заставлять себя.

У нас отлично развита реакция на внешнюю мотивацию, а вот самодисциплина нулевая. Нас хорошо учили подчиняться другим или подчинять себе других, но подчиняться самому себе нет, об этом никто и не задумывается, но без этого умения не возможны никакие личные достижения.

Да и общественной системе достаточно чтобы у нас были какие-то средние результаты, в этом принцип образования. Но как правило более качественная и счастливая жизнь по ту сторону барьера средних результатов.

Личная мотивация = успех в жизни?

И что же нужно для достижения высоких результатов? Личная мотивация? Мне кажется мотивация - это как таблетка, съел её и вроде легче стало, на время, а потом опять. Если нарисовать график где одной шкалой будет время, а другой степень личной мотивации. То получится волнообразная линия. С подъемами и падениями. А для достижения целей нужно постоянство, без взлетов и падений, нужна стабильность усилий.

Только самодисциплина может обеспечить стабильность. Это факт. Нужно тупо действовать по принципу: решил-сделал, решил-сделал и так пока не сделаешь. Постепенно это становится привычкой. И не нужны эти костыли в виде мотивации, она то есть, то её нет, постоянно нужно её за уши вытягивать. А самодисциплина всегда с вами, она более эффективный инструмент управления собой и постоянно действующий. А мотивация напротив это импульсный инструмент, он годится для того чтобы возбудить к чему интерес, а потом он деактивируется.

Получаются качели какие то, если смог замотивировать себя, то дело в гору пошло, а завтра не нашёл, все пошло на убыль. Я так английский учил, настроил себя, начал, с месяц позанимался, и забросил. Потом все опять в том же русле происходит.

Чтобы добиваться чего то в жизни нужна устойчивость, а её дает самодисциплина. А балансировка между своими настроениями полная ерунда.

А как же стать само дисциплинированным, как достичь более высоких результатов в жизни?

А оно вам надо? По моему людям на хрен ничего не надо, они готовы всю жизнь плыть по течению, ведь так удобней и проще. Мало кто по-настоящему готов чего-то достигнуть в жизни и менять себя, прокачивая стратегически важные навыки.

В общем для тех, кому интересно будет отдельный материал по самодисциплине, чтобы не пропустить.

Да напишите кто нибудь комментарий! А то вообще непонятно читает ли это кто нибудь? Напишите свое мнение, выскажите свою мысль по этому поводу, это важно для вас самих, это включает мозг и способствует саморазвитию…блин да кому я это все пишу, все же по фиг.

Видео на тему личной мотивации.

«Мне не хватает мотивации» — часто приходится слышать от людей, которые не могут что-то сделать, в силу какого-то внутреннего сопротивления, например, лени. Но когда говорят о мотивации, обычно имеют ввиду стимул. Чем же отличаются эти понятия? Действительно ли людям так необходим стимул, чтобы что-то делать? Давайте попробуем разобраться. В этой статье я попытаюсь разоблачить мифы о мотивации, которыми просто кишит интернет и популярная литература.

Миф 1. Мотивация и стимулирование это одно и то же

Люди путают понятия мотивации и стимулирования, смешивают их и под первым понимают второе. Вопрос тут не в споре об определениях. Как что называть не так уж важно. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы не объединять две принципиально различные вещи в одном определении, не путать их друг с другом. Потому что мотивация есть всегда, а стимулы создаем мы сами; в мотивации нет ничего плохого и противоестественного, тогда как погоня за стимулами может сделать нас безвольными и несамостоятельными. То есть, разница есть и она существенна.

Понятия стимула и мотивации взяты мной несколько произвольно и, вероятно, то, что я под ними понимаю, не совсем соответствует академическим терминам. Но я не думаю, что сильно погрешу против научной истины, если, для лучшего понимания, опишу два разных по смыслу явления разными понятиями.

Итак, мотивация, это разумный и естественный побудительный мотив наших действий, например, мы хотим заниматься спортом ради нашего здоровья и развития полезных в жизни качеств. Это то что нас мотивирует. А вот стимуляция это создание какого-то стимула, ради того, чтобы снизить сопротивление на пути достижения какой-то цели (или свести это сопротивление к нулю). Например, мы желаем заниматься спортом, но мы ленивы и не можем себя заставить. Мы нанимаем тренера, который будет стимулировать нас (звонить нам если мы не пришли на тренировку, постоянно говорить нам: «давай, слабак, ты сможешь…»). Мы устанавливаем фотографию Шварцнегерра, таким образом, чтобы она маячила перед носом и постоянно напоминала нам о возможном результате наших занятий. Это все стимулирование.

Если мотивация это какое-то стремление, отражающее вполне естественное желание, то стимул это, как правило, нечто искусственное, кратковременное, то, что создаем мы сами или то, что для нас создают обстоятельства. Стимул не помогает быстрее достичь цели, он просто делает ее достижение более простым, заставляет нас постоянно «хотеть» этой цели, подстегивает нас, о чем-то нам напоминает. Стимул скорее относится к средству, тогда как мотивация отражает цель. Вы, предположим, работаете в поте лица, чтобы заработать больше денег, открыть собственное дело и покинуть стены офиса. Это мотивация. Ваш начальник постоянно подгоняет вас, отчитывает или хвалит, премирует или штрафует, чтобы вы лучше работали. Это стимул. Стимул это нечто из разряда «кнута и пряника».

Стимул, также, существует в таких обстоятельствах, которые характеризуются отсутствием выбора. Если к вашему виску подставляют дуло и говорят «работай», то это стимулирование. В данном случае ваше сопротивление работе сводится до нуля. У вас нет выбора. Под давлением жесткого стимула может работать каждый, но стоит этот стимул убрать у многих опустятся руки.

Так вот, когда говорят, мне не хватает мотивации чтобы чем-то заниматься спортом, например, обычно имеют ввиду «у меня недостаточно стимула», ведь мотивации не может не быть, она есть у всех! Так как здоровье — абсолютное благо, желание лучше себя чувствовать — естественное желание любого человека!

Поэтому фразы «мотивация для похудения» или «мотивация для успеха» логически не верны и являются, в некотором роде, тавтологиями, так как похудение и успех, а точнее то, каких результатов мы ждем от этого процесса (красота, здоровье, привлекательность, материальный достаток, финансовая независимость) и есть наша мотивация!

Почему нам сложно себя заставлять делать то, чего мы не хотим делать?

Но людям, порой, тяжело «подпитываться» исключительно долгосрочной целью, маячащей где-то далеко на горизонте. В самом деле, здоровье, хорошее самочувствие, сильные мышцы, деньги появятся не сразу, стоит нам только начать двигаться к этому, это будет когда-то не скоро. Временная удаленность такой цели делает ее практически невидимой, она стремительно меркнет на фоне незначительных, но текущих желаний: поесть, поспать, «забить» и повалять дурака. Я писал об этом в другой своей статье (), здесь немножко повторю.

В этом заключается мудрость и глупость нашего тела. Наши инстинкты не обладают «чувством перспективы», они «настроены» таким образом, что реагируют только на сиюминутные раздражители. Мудрость здесь заключается в своевременности и оперативности подачи сигналов о потребностях тела. Глупость же состоит в том, что без контроля со стороны разума слепые инстинкты, порой, не в состоянии «понять», что для нас хорошо, а что плохо. Наш организм будет требовать сигареты, «дозы», хотя ум понимает, что это ему только вредит. Но тело ничего не знает о возможном вреде и оно будет просить того, чего оно хочет.

Поэтому многим из нас сложно или , например. Ведь наш организм, на уровне инстинктов не находит целесообразным всю эту физическую активность или отказ от сигарет, ведь она не направлена на получение какой-то мгновенной выгоды для нас, для нашего тела, это не отвечает никакой текущей потребности. Поэтому организм будет протестовать.

Для того, чтобы как-то «обойти» эту преграду и придуманы различные стимулы.

Миф 2. «Для того, чтобы заставить себя делать что-то полезное, мне нужен стимул»

Многие не могут или, скорее, думаю что не могут обходиться без стимулов и постоянно их ищут, а их отсутствием оправдывают свое бездействие. Чтобы заняться чем-то таким, что лежит по ту сторону удовлетворения текущих потребностей им требуется стимул. Но что происходит, когда этот стимул исчезает? Это случается в силу объективных причин (у вас кончились деньги на персонального тренера) или — в силу внутренних (многие стимулы испытывают «инфляцию» и если сначала суровый вид личного тренера вдохновлял вас на занятия, то теперь уже нет).

А происходит следующее, в отсутствии стимула у вас опустились руки, вы бросили свои занятия. Какой важный вывод можно сделать касательно этого? А такой, что вы стали зависимы от стимулирования , без которого вы уже ничего не можете! А стимул — это всегда явление преходящее, временное, которым человек пресыщается (любой руководитель знает как тяжело постоянно стимулировать своих сотрудников, постоянно приходится придумывать что-то новое, не ослаблять хватку, поэтому компании ищут людей с мотивацией (карьерный рост, профессиональное развитие и т.д.)), поэтому быть зависимым от него просто глупо и невыгодно. То стимул есть, то его нет.

Когда вы гонитесь за стимулами, вы только поощряете свою неспособность делать что-то самостоятельно, вопреки своему нежеланию; вы усугубляете свой недостаток самоорганизации: вам становится сложно работать, когда над вами не стоит начальник, который бы контролировал вас, вы лишаетесь воли и самостоятельности. (многие люди объясняют этим свое неумение работать дома или иметь свое дело…; можно назвать это как синдром «зависимости от надзирателя»)

Умение преодолевать внутреннее сопротивление — мера развитой воли и самоорганизации!. А если вы не научитесь перешагивать через себя без всяких стимулов, то у вас не будет получаться ставить перед собой долгосрочные цели и выполнять их.

Вывод: не нужно гнаться за стимулами! Это не значит, что стимулов необходимо избегать, так как они будут появляться сами собой, и в этом нет ничего плохого. Это значит, что не следует пребывать в маниакальном поиске стимулов, зависеть от них, оправдывать свою лень их отсутствием!

Например, вы пришли в тренажерный зал, начали выполнять упражнения. Помимо вас в зале находятся люди, которые, судя по всему, посещают зал давно. Вы чувствуете, что на вас обращены оценивающие взгляды матерых «качков» (на самом деле, чаще всего это просто навязчивая мысль с элементом паранойи, но в контексте этого примера, это не важно) и поэтому испытываете стимул выполнять упражнения правильно и не сачковать.

Нет ничего плохого в том, что что-то подстегнуло вас заниматься лучше, такое случается. Но вот все люди покинули помещение, оставив вас одного. Вот тут то и кроется важный момент. Если вы были зависимы от стимула, то тогда сразу бы начали сачковать, ведь на вас уже никто не смотрит. Но принцип состоит в том, чтобы продолжать заниматься в том же духе, просто сейчас это стало сложнее, чем пару минут назад: сопротивление возросло и требуется бОльшее усилие воли, для того, чтобы продолжать упражнение. Вы не останавливаетесь и проводите тренировку правильно.

Можно воспользоваться тем, что мы начали говорить о тренажерном зале и сделать весьма уместное сравнение. В отсутствии стимула наша воля «поднимает больший вес», чем тогда, когда стимулирование есть, следовательно, лучше развивается.

Поэтому выкиньте из головы все советы, вроде «ходите в тренажерный зал друзьями, тогда у вас не будет стимула пропускать занятия». А что будет если друзья «забьют»? У вас сразу пропадет все стремление, только потому что кто-то передумал ходить? Не ставьте себя в зависимость от сторонних факторов! Вы должны заниматься спортом не потому что, если вы не будете этого делать вам станет стыдно перед кем-то, а затем, чтобы иметь здоровое, крепкое тело, дольше жить и меньше болеть! Я говорю здесь о спорте, потому что эти примеры весьма уместны в контексте мотивации.

Не ждите, что всегда все будет даваться легко. Иногда, действительно, многое идет без усилий, на каком-то «вдохновении» и это зависит от настроения. Но необходимо настроится на то, что будут периоды, когда делать чего-то ну совсем не хочется. Невозможно быть вдохновленным постоянно. И именно в те моменты, когда вы делаете что-то через самое большое «не хочу», ваши личностные навыки получают самое сильное развитие.

Не зацикливайтесь на стимулировании. Пускай на полезную деятельность вас толкает именно мотивация, ваше естественное желание развития, а не какой-то кнут или пряник. Ведь умение пренебрегать сиюминутными желаниями в пользу долгосрочной цели, планировать свое будущее и приносить ему в жертву настоящее, это то, что отличает человека от животного. Животное не умеет жертвовать потребностями тела, если ему чего-то хочется, оно к этому идет. Но человек имеет возможность отказывать себе в своих желаниях, руководствуясь разумом и реализуя его требования посредством воли.

Развитая и самостоятельная личность уверенно продолжает движение к своей цели даже тогда, когда морковка, маячащая перед носом, исчезает, а ноги останавливаются и не хотят идти дальше. Пускай это движение теперь затруднено: ноги с огромной неохотой делают короткие шаги, шаркая ступнями по земле, а тело ноет и сопротивляется. Зато, в такие моменты, расцветает и торжествует ваша воля, которой удалось вырваться из пленительных оков вашего тела, и утвердиться во власти разума над плотью, постоянного над преходящим, свободы над пленом…

Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание Камаровская Елена Витальевна

Почему важна мотивация?

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Из книги Как воспитывать ребенка до детского сада автора Бирюков Виктор

Совет 47 Социализация еще как важна Придется жить в обществе С домашним воспитанием связана одна проблема, которую следует своевременно разрулить. Назовем ее проблемой социализации, т. е. вхождения нового человека в общество, в мир людей.Согласитесь, что до детсада малыш

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

6. Мотивация Проблема с техниками самоконтроля – такими, которые применяли наиболее дисциплинированные дети в эксперименте с зефиром, – состоит в том, что они работают лишь тогда, когда ребенок знает, что он хочет. Долгосрочные цели, к которым, как надеялась Дакворт,

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Часть 1 Мотивация Почему важна мотивация? Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Что такое мотивация? Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Почему важна хорошая память? Тот факт, что во время изучения любого школьного предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили. Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и выполняет домашние задания с радостью. Новые слова на

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Мотивация к учебе Ранее считалось, что основной мотив для детей 6–7 лет, поступающих в школу, – это желание учиться. Они понимают, что школа поможет им в реализации этого желания. Есть еще мотивы, по которым ребенок стремится в школу: желание новой обстановки, новых

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Глава 2 Мотивация Методы, которые мы используем Можно контролировать других людей, но нельзя изменить их. Люди меняются только сами. То, во что мы верим и считаем правильным, направляет наше мышление. Мысли моделируют восприятие, а восприятие управляет

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Внешняя и внутренняя мотивация Мотивация – это искусство заставить людей сделать то, что вам нужно, потому что они этого хотят. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр В этом разделе мы поговорим о двух типах мотивации. Правда в том, что никому не дано мотивировать другого. Люди

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Внешняя мотивация Нельзя недооценивать роль внешней мотивации в «вылепливании» личности ребенка. Примеры, которые родители и другие образцы для подражания дают ребенку, играют важнейшую роль в воспитании. Это доказывают первые слова малыша, опыт ребенка в формировании

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Внутренняя мотивация Абрахам Маслоу ясно изложил концепцию внутренней мотивации: «Невозможно понять жизнь человека, если не принять во внимание самые высокие его стремления. Тяга к развитию, самоактуализации, здоровью, поиск идентичности и автономности, желание

Из книги автора

Почему так важна тщательная диагностика Мы уже отмечали, что не всем детям своевременно ставится диагноз. Также ясно, что не все активные и невнимательные дети страдают этим заболеванием. Но что абсолютно необходимо, так это назначение своевременного лечения, что

Из книги автора

81. Ваша уверенность очень важна Как только вы установили для ребенка новый режим сна и связанные с этим правила, вполне вероятно, что малыш начнет испытывать пределы вашей твердости по максимуму: ваша задача – достойно выдержать все провокации! Дети очень чувствительно

Из книги автора

Из чего складывается мотивация Откуда берется желание научиться чему-то? Почему дети с удовольствием осваивают одно сложное умение, но не проявляют никакого интереса к другому?Желание освоить какой-либо навык зависит от многих факторов. Но в первую очередь от того,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1 Почему важна подготовка На первый взгляд кажется, что самое главное в процессе семейного устройства детей – это найти семью, которая захотела бы принять к себе конкретного ребенка. Но, наверное, не случайно все народные сказки заканчиваются свадьбой героев. На

1. Функции мотивации

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.

Изменить отношение людей к труду в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

Руководители всегда осознают, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях такая политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.

Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.

Мотивацию можно определить по-разному.

С одной стороны, мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей при достижении целей организации.

С другой стороны, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей.

Поскольку нашей целью является обзор процессов и методологии воздействия руководства службы управления персоналом на индивидов для повышения их трудовой заинтересованности, то простым и точно отражающим сущность процесса мотивации является первое определение, предложенное М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури.

То есть мы рассматриваем мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в ходе выполнения выбранной ими работы, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации, и вместе с тем как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления, для повышения эффективности труда работников.

Общепризнанная точка зрения, что потребность – это ощущение психологически или физиологически недостатка чего-либо.

Исследователями данной проблемы установлено, что первичные потребности представляют собой чувство необходимости пищи, воды, сна, интимной близости. Вторичные потребности, более высокого уровня, подразумевают потребность в успехе, уважении, власти, привязанности, принадлежности кому-либо. Давно доказано, что первичные потребности - заложены генетически, вторичные же осознаются человеком с опытом.

Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо и осознание индивидом того, какие действия нужно предпринять для восполнения этого недостатка. Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторить то поведение, которое ведет к удовлетворению потребности, избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением потребности. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, менеджеры должны создавать такие ситуации, в которых бы люди чувствовали, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Трудовой мотив - это та потребность (причина), для удовлетворения которой работник осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий, либо если благо очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется. Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности, и приносит ему большее удовлетворение.

В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни. В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием. Он знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством труда.

Так формируется второй, практический пласт трудового сознания, обусловленный, с одной стороны, ценностными ориентациями личности, а с другой - конкретными обстоятельствами профессиональной трудовой жизни. Практические требованная к работе обуславливают конкретную мотивацию, которая, в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов их реализации.

Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, то есть всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. В целом трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала.

Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности. Очевидно, что хотя связь мотивации и результатов труда опосредована природными способностями и приобретенными навыками труда, уже доказано, что именно мотивация является основным источником результативной трудовой деятельности личности.

Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. В совокупности с понятием «мотивация» термин «вознаграждение» приобретает более широкий смысл, чем просто «деньги или удовольствия», с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя. Но понимание ценности у каждого из людей специфично, а следовательно различаются оценки вознаграждения и его относительной ценности.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами трудового коллектива и просто общение с коллегами в процессе работы также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы, вызывающих удовлетворение от самого процесса труда.

2. Группы мотивационных мер

Внешнее вознаграждение дает не сама работа, а субъект управления, имеющий возможность вознаграждать за труд. С мотивационной точки зрения внешнее вознаграждение можно определить как стимулирование труда.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), которое имеет свою структуру и зависит от конкретной трудовой ситуации.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуются человеку для удовлетворения его потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

К социальным мотивам целесообразно отнести: коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку. Рассмотрим некоторые мотивы данной группы более подробно.

1. Потребность быть в коллективе. Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом, где доминируют понятия: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура и прочие. Для работников бывшего СССР данный мотив до сих пор является существенным фактором в выборе места работы и ценностных ориентаций. Потребность работать в хорошем коллективе, по мнению многих социологов, до сих пор входит в лидирующую группу трудовых ориентаций работника.

2. Мотив самоутверждения характерен для многих работников, преимущественно молодого и среднего возраста, он является собственно мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации.

3. Мотив самостоятельности присущ работникам с мотивацией «хозяина», которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками, взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес".

4. Мотив надежности (стабильности) - это по существу мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых видов деятельности, то во втором - предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. Как показывают социологические исследования, в основе ностальгии по прошлому у большинства опрошенных лежит именно стабильность, существование которой характерно для прошлой системы.

5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе многих элементов рыночной экономики. На нем построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы - порой лишь внешняя оболочка или начинка.

6. Мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой цивилизации. Сколько лет существует человечество, столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости, несоблюдение которой ведет к демотивации работников, а порой и к катаклизмам.

7. Мотив состязательности - один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. Он наиболее часто применяется в США и Канаде и формулируется так: "Мы работаем в спортзале". При реализации этого мотива в стратегии управления персоналом компании система "норма труда - оплата труда" - заменяется системой "норма труда - соревнование - оплата труда", что существенно мотивирует работников.

При этом в специальной литературе по вопросам управления персоналом и мотивации трудовой деятельности разделяются понятия мотивации и стимулирования. Полагаем, что мотивация направлена на изменение отношения работника к труду, а стимулирование - на поддержание заданного уровня производительности труда, то есть результатом мотивации будет изменение среды осуществления трудовой деятельности или местоположения самого индивида, а результатом стимулирования – закрепление положения индивида, упрочение его положения, обеспечение выполнения им трудовых норм или повышение производительности труда и качества работы без существенного изменения его условий труда. Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. И хотя мотивация и стимулирование дополняют друг друга, они, как уже упоминалось, противоположны по направленности: первое ориентировано на изменение существующего положения; второе - на его закрепление.

Стимулирование труда является частью процесса мотивации работников, значение которой для российских предприятий и организаций в настоящее время очень велико.

Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция заключается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различные уровни доходов, которые в значительной степени зависят от того, как стимулы воздействуют на различных людей.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиций и исторического опыта.

На рисунке ниже нами представлены некоторые виды стимулов обеспечения эффективной трудовой деятельности:

Совокупность стимулов эффективной трудовой деятельности

Исследователями данных вопросов на основе обобщения опыта практической деятельности определен ряд требований к организации стимулирования труда.

Комплексность подразумевает единство моральных и материальных коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций организаций.

Дифференцированностъ означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников.

Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе,
Стимулирование должно базироваться на определенных принципах.

Доступность – предполагает, что каждый стимул должен быть доступен для всех работников.

Ощутимость, то есть наличие порога действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах.

Постепенность предполагает, что материальные стимулы постоянно подвергаются коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать.

Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (например, еженедельная оплата труда, введение системы авансов).
Современное содержание механизма мотивации в его настоящем виде формировалось постепенно, исследователи данной проблемы поэтапно производили прирост знаний в данной сфере воздействия на индивидов для повышения эффективности их трудовой деятельности.

Управление персоналом — очень важная функция менеджмента предприятия, от которой зависит на сколько эффективно будет функционировать предприятие. «Кадры решают все», однако мотивация этих кадров позволяет добиться гораздо большего.

Зачем нужна мотивация персонала?

Человек устроен так, что мотивация ему нужна всегда: на работе, дома, в школе, в институте и так далее. Дело в том, что люди не привыкли что-то делать просто так, они хотят понимания, что им за это будет, какой бонус они получат. И такая логика на руку менеджерам, которые стремятся к компании.

Мотивация — обоюдно выгодное занятие, так как обе стороны в конечном счете остаются довольными. Руководители наслаждаются производственными показателями, а сотрудники премиями, похвалами, и иными благами, обещанными руководством.

♦ Как ни странно, но мотивацию использовали и во времена СССР, когда за подвиги и достижения награждали значками, орденами, похвальными грамотами, вешали на доску почета и прочее. В те времена мотивация имела большой успех, так как идеология жизни людей сводилась к тому, что должно быть хорошо государству и обществу, а уже потом человеку, как личности. Поэтому достижения предприятия ценились персоналом гораздо выше, чем личные достижения.

Суть мотивации, как функции менеджмента

Задачей каждого руководителя является не только налаживание отношений с коллективом, но и его мотивация с целью выполнения поставленных задач. Суть мотивации понимают не все, поэтому иногда возникают недопонимания в коллективе.

Мотивация персонала представляет собой побуждение человека к действиям (добровольным), которые бы привели к выполнению требуемых заданий при условии получения каких-либо благ (материальных и нематериальных).

♦ Не стоит путать добровольное побуждение к работе и «насильственное», то есть когда человека заставляют что-то сделать под угрозой увольнения или штрафа. Такое побуждение не является мотивацией, и вряд ли сможет привести к удовлетворению интересов обеих сторон, скорее всего все закончится увольнением сотрудника.

Истинная же мотивация подразумевает такой подход к персоналу, который бы настраивал коллектив на заботу о своем предприятии, переживание за производственные и финансовые показатели и стремление улучшить свое предприятие любой ценой.

Система мотивации

Мотивация на предприятии может осуществляться в двух формах: явной и скрытой.

  • Явная мотивация подразумевает, что каждый сотрудник знает, какие цели перед ним стоят и что конкретно он получит за их выполнение. Например, сотрудник отдела продаж знает, что перед ним стоит план продаж, за выполнение которого он получит определенный процент.
  • Скрытая мотивация — это более сложная форма, которая требует высокого профессионализма от руководства. Она заключается в том, что сотрудников побуждают добровольно действовать во благо компании, при том, что они не осознают, что их мотивируют. Например, участие компании в тендере, по итогам которого она может получить крупный заказ и улучшить условия труда сотрудников.

Кроме того, мотивация может иметь материальный и нематериальный характер.

  • Материальный подразумевает получение выгоды в виде денег, грамоты, улучшений условий труда (новый компьютер, отдельный кабинет). За такие поощрения люди готовы работать больше, чем за нематериальные.
  • Дело в том, что нематериальные поощрения мотивации выражаются в общественном признании, авторитете, и похвалы со стороны вышестоящего руководства. Такие награды интересны далеко не всем, а только тем, кто стремится к саморазвитию, ориентируется на своих руководителей, как на высококвалифицированных специалистов, какими и сами хотят быть.
Распространенные ошибки мотивации

Мотивация персонала должна быть направлена на все отделы — от самого малого до самого большого. Однако, больше всего внимания стоит уделять тем кадрам, которые имеют самый большой потенциал, полезный для компании. То есть, это такие сотрудники, которые при своем количестве в структуре 20% дают 80% результата. При работе с таким персоналом нужно избегать таких ошибок:

1. Посягательство на человеческие ценности сотрудника, их высмеивание или оскорбление.
2. Отсутствие возможности саморазвития на предприятии.
3. Наказание за ошибки и эксперименты. Таким сотрудникам чрезвычайно важно экспериментировать, ведь только так можно найти оптимальное решение.
4. Необъективность и несправедливость руководства по отношению к коллективу.
5. Несбалансированная и нерациональная система поощрений.

♦ Если такие ошибки будут допущены руководством, то не только лучшие кадры, а и все остальные оставят стены компании, или будут работать не во благо компании. А ведь мотивация призвана наладить работу коллектива, сплотить их ради реализации целей предприятия и своих личных целей.

Если следующие 5 минут вы можете в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: